Кредитование лизинговых компаний: организация сотрудничества с банками, актуальные проблемы. Риски при кредитовании лизинговых компаний Более гибкие условия расчёта графика платежей за лизинг и возможность изменения графика в течение действия договора

Содержание

Структура рисков и налоговые эффекты лизинга

Лизинговые компании лучше, чем банки, защищены от кредитного риска, но сильнее подвержены риску обесценения имущества. Лизинг выгоднее кредита за счет налоговых преференций, однако низкая инфляция может нивелировать это преимущество.

6 апреля 2021 | Никита Любивый, Галина Береговая

Лизинговые компании лучше, чем банки, защищены от кредитного риска, но сильнее подвержены риску обесценения имущества. Лизинг выгоднее кредита за счет налоговых преференций, однако низкая инфляция может нивелировать это преимущество.

6 апреля 2021 | Никита Любивый, Галина Береговая

По мере развития экономики и потребности предприятий в новых финансовых инструментах возрастает значимость лизинговой деятельности: лизинг имеет много общего с кредитом, и вместе с тем ему присущи свои особенности. С одной стороны, лизинговая услуга основывается на принципах кредита: платность, срочность, возвратность, обеспеченность и целевое использование. В то же время отличительная характеристика лизинговых отношений в том, что право собственности на предмет лизинга остается за лизинговой компанией в течение всего срока действия договора. Также отличием выступает то, что при кредите клиент получает денежные средства, а при лизинге – право на пользование имуществом.

По состоянию на 31 декабря 2020 г. совокупный лизинговый портфель (объем лизинговых платежей к получению) оценивается на уровне 5,2 трлн руб. (или 4,8% ВВП), что делает лизинговый сектор в России вторым после банковского по объему активов среди финансовых организаций. Кроме того, вот уже на протяжении 10 лет лизинговый портфель растет опережающими темпами: совокупный среднегодовой темп прироста (CAGR) – 15,8% против 12,3% по кредитному портфелю корпоративных заемщиков (график 1). Частично такая высокая динамика объясняется эффектом низкой базы, в то же время в последние годы именно лизинг стал одним из наиболее развивающихся источников привлечения заемных средств.

Риск-профиль лизинговой компании

С ростом объемов лизинговой деятельности увеличиваются риски для финансового сектора, обусловленные взаимосвязанностью лизинга и финансовых компаний. При этом риск-профиль лизингодателей изучен недостаточно. Идентификация риск-профиля лизинговой компании может представлять интерес как для инвесторов, так и для самих участников рынка с целью развития собственных систем управления рисками (политики формирования резервов на возможные потери по лизинговым договорам, показателей аппетита риска и т.п.), перед регулятором отрасли также встанет задача по определению риск-профиля лизинговой компании.

По данным агрегированного баланса (МСФО) 21 крупнейшей лизинговой компании (72% лизингового портфеля сектора), составленного по данным опроса Банка России по состоянию на 30 сентября 2020 г., к основным рискам лизингодателей относятся: риск контрагента (кредитный риск, риск концентрации на одного лизингополучателя или группу) и рыночный риск (обесценение стоимости предмета лизинга, валютный риск).

Основная часть кредитных рисков сформирована задолженностью лизингополучателей (чистые инвестиции в лизинг) – около 80% всех кредитных требований, еще по 10% приходится на требования кредитного характера по размещенным средствам в банках (остатки на расчетных счетах и депозиты) и авансы поставщикам лизингового имущества.

Отличительная особенность кредитных рисков, характерных для лизинговых отношений, заключается в праве на досрочное расторжение договора лизинга на условиях, предусмотренных в договоре (в том числе в случае просрочки по платежам), которое характерно для лизинга и может применяться как лизингодателем , так и лизингополучателем . По этой причине кредитный риск у лизинговой компании возникает не по всему объему лизинговых платежей, а только по текущей задолженности лизингополучателя (в пределах нескольких платежей).

Для наиболее крупных лизинговых компаний характерен риск концентрации у одного лизингополучателя или группы. Так, согласно данным опроса крупнейших лизинговых компаний, на топ-5 лизингополучателей приходится 17% всей задолженности лизингового портфеля выборки. При этом наиболее явно риски концентрации выражены для компаний, специализирующихся на лизинге авиа- и железнодорожного транспорта, что обусловлено ограниченным количеством поставщиков данных услуг в экономике.

В случае расторжения договора кредитный риск трансформируется в риск обесценения предмета лизинга в связи с необходимостью продажи имущества или поиска нового лизингополучателя. Такое структурирование договорных отношений делает лизинговые компании более чувствительными именно к рыночному риску – снижения стоимости имущества, риску его ликвидности (поиск лизингополучателей), универсальности предмета лизинга (обеспечения по договору), – чем в случае с банковским кредитованием под залог приобретаемого имущества, когда в кредитном договоре у заемщика нет возможности для одностороннего расторжения и особое внимание уделяется его кредитоспособности.

Как показывает практика, рыночные риски лизингового имущества действительно имеют существенное значение. Зачастую характеристики предмета лизинга являются узкоспециализированными, а само имущество не имеет ликвидного рынка сбыта. При этом лизинговые компании не всегда могут позволить отказаться от таких сделок и вынуждены искать постоянный баланс между риском и доходами.

Согласно данным опроса, около 53% лизинговых платежей приходится на низколиквидное и специфическое имущество: 28% – железнодорожная техника, 16% – морские и речные суда, 9% – авиатранспорт. При этом каких-либо регуляторных требований по переоценке лизингового имущества для лизингодателей не существует, кроме компаний, ведущих отчетность в соответствии с МСФО, – это 21 компания, или около 7% по количеству участников рынка. Такая недооценка риска может приводить к искажению капитала лизинговых компаний, и его реальная экономическая емкость для абсорбции потенциальных убытков может быть значительно меньше.

Кроме рисков обесценения и ликвидности лизингового имущества, в структуре рыночного риска выделяются валютные риски. На лизинг в валюте приходится 30% активов крупнейших лизинговых компаний (преимущественно авиализинг). При этом 99% валютных лизинговых договоров приходится на четыре компании, прямо или опосредованно связанные с государством. Таким образом, за исключением нескольких компаний валютные риски лизингового сектора в целом являются сбалансированными.

Общий риск-профиль лизинговой компании также может быть оценен по стоимости услуг лизингодателей. Согласно результатам опроса крупнейших лизинговых компаний, средняя ставка удорожания по договору лизинга (отношение переплаты по договору к стоимости имущества, или ставка аннуитета в годовом эквиваленте, – термин «процентная ставка» в лизинге не используется), рассчитанная для аннуитетного платежа, составляет 14,4% годовых и колеблется от 3,9% в авиализинге до 24,7% для автотранспорта. В целом указанные значения находятся на уровне процентных ставок по банковским кредитам (с учетом ориентации таких сегментов лизингового имущества, как автотранспорт, оборудование и спецтехника, в основном на заемщиков из класса малого и среднего предпринимательства), следовательно, по риск-профилю клиенты лизинговых компаний могут быть сопоставимы с банковскими заемщиками.

Однако более показательным может быть анализ маржинальности лизинговых компаний с учетом расходов на обслуживание привлеченного капитала (чистая процентная маржа – отношение чистого процентного дохода к активам, приносящим процентный доход) в сравнении с кредитными организациями.

Среднее значение чистой процентной маржи в лизинговом секторе составляет от 6,3% до 7,1%, что в два раза превышает среднерыночную маржу банковского сектора (график 4). Этот же фактор обуславливает высокую рентабельность лизинговых компаний (от 44% до 78,8%), связанных с банками и частным сектором. При этом в случае с банковскими лизинговыми компаниями это во многом связано с аллокацией издержек на балансе материнского банка и относительно небольшим объемом капитала.

В силу этих особенностей риск-профиля (трансформация кредитного риска в риск обесценения имущества и его повышенная волатильность, повышенная маржинальность и рентабельность в сравнении с кредитными организациями) лизинговые компании имеют особый статус и специфику среди участников финансового рынка. Кроме того, риск-профиль лизинговых компаний опосредованно влияет на других участников финансового рынка через каналы кросс-секторальной связанности.

Кросс-секторальные риски

Специфика лизинговой деятельности предполагает высокие риски межсекторальных связей. В частности, со стороны активов такие связи обусловлены лизинговыми договорами с субъектами реального сектора экономики, среди которых наибольший объем приходится на логистический сектор (грузо-, пассажиро- и авиаперевозки). В то же время структура привлеченных средств лизинговых компаний обуславливает не менее тесную связанность лизинговых компаний с кредитными и некредитными финансовыми организациями.

По данным Банка России, на протяжении 2019–2020 гг. кредиты имеют около 100 лизинговых компаний в 140 кредитных организациях. Остаток задолженности по привлеченным лизинговыми компаниями банковским кредитам по состоянию на конец 2020 г. составил 1,6 трлн руб. (3,5% от всех кредитов, предоставленных корпоративным заемщикам банковского сектора). Практически весь объем задолженности по ним (90%) оценивается банками как качественный с умеренным уровнем резервов на возможные потери (средневзвешенная доля резервов 3%). При этом банковские кредиты лизинговой отрасли распределены неравномерно: на банковские лизинговые компании приходится около 62% задолженности, на государственные – 33% и на частные – 5%.

Стоит отметить, что для рынка лизинга характерна высокая концентрация как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков. Так, по состоянию на 31 декабря 2020 г. на топ-5 банков приходится около 73% всех кредитов, предоставленных лизингодателям, а на пять крупнейших лизингодателей-заемщиков – 70% задолженности. Однако крупные банки не несут больших кредитных рисков, так как максимальная доля в их кредитных портфелях, приходящаяся на ссуды лизинговым компаниям, не превышает 5%, кроме того, практически весь объем задолженности приходится на дочерние компании.

Кроме кредитов банков, еще одним каналом передачи рисков являются облигационные обязательства лизинговых компаний. Но примечательно, что лизинговые компании, входящие в банковские группы, практически не используют облигации как способ финансирования: данное обстоятельство также может быть связано с минимизацией издержек банками на привлечение финансирования напрямую через дочерние лизинговые компании (в том числе в части меньшей премии за риск для банка).

По данным Cbonds, начиная c 2018 г. объем облигаций в обращении по непогашенному номиналу, выпущенных лизинговыми компаниями, вырос в 1,55 раза и на 31 декабря 2020 г. составил 697 млрд руб., за этот период их доля от общего объема рынка облигаций увеличилась на 0,3 п.п. до 1,7%. На облигационном рынке представлены выпуски только 23 лизинговых компаний (или около 10% от количества участников рынка), среди которых три государственные. На долю трех крупнейших эмитентов – ПАО «ГТЛК», АО «ВЭБ-лизинг», ПАО «ТрансФин-М» – приходится 84% от всего объема лизинговых облигаций и 69 из 140 выпусков. При этом только первые две из указанных выше компаний выпускают облигации в иностранной валюте (на них приходится 29% от всего объема рынка облигаций лизинговых компаний). Необходимо отметить, что за последний год для компаний, собственниками которых являются частные организации, характерны более высокие относительные темпы прироста облигационного финансирования.

Основными держателями облигаций лизинговых компаний среди финансовых организаций являются кредитные организации, на долю которых приходится 43%, и негосударственные пенсионные фонды с долей 18%. Чуть более 8% приходится на страховые компании, доля частных инвесторов – физических лиц составляет лишь менее 4%.

При этом кредитные риски крупнейших эмитентов – лизинговых компаний оцениваются рыночными инвесторами как умеренные. По данным Cbonds, спред доходности облигаций лизинговых компаний к доходности облигаций федерального займа (ОФЗ) с аналогичной дюрацией (G-spread) по наиболее ликвидным выпускам облигаций ПАО «ГТЛК», АО «ЛК «Европлан» и ООО «Балтийский лизинг» преимущественно не превышает 400 б.п. (график 7). Данное значение спреда больше сопоставимо со стоимостью риска для корпоративных эмитентов реального сектора, чем для финансовых организаций, что во многом связано как с недостаточной прозрачностью лизинговых компаний, так и с более высоким уровнем рисков, в целом характерным для них.

Однако премия к доходности ОФЗ также учитывает и прочие риски помимо риска дефолта. Например, риск ликвидности, который оценивается в том числе с помощью разницы между ценой покупки и ценой продажи облигации (Bid-Ask spread). На конец 2020 г. средневзвешенное значение Bid-Ask spread облигаций лизинговых компаний составляло 156 б.п. При этом Bid-Ask spread по ОФЗ равен 20 б.п., а у крупных банков (ПАО Сбербанк, Банк ВТБ и Банк ГПБ) – 83 б.п. Таким образом, уровень ликвидности облигаций лизинговых компаний опять же отличается от организаций финансового сектора, что частично объясняется специфическим риском лизинговых компаний.

В текущих условиях при относительно небольшом объеме выданных кредитов и выпущенных облигаций в лизинговой отрасли кредитные риски банков и держателей облигаций оцениваются как умеренные. Однако с учетом стабильно высоких среднегодовых темпов прироста лизингового рынка в сочетании с активным развитием фондового рынка в последнее время, а также повышенной чувствительности лизинговой деятельности к экономическим стрессам в целом объемы и риски кросс-секторальных связей лизингового рынка с другими участниками финансового рынка будут возрастать, что требует их дальнейшего анализа и контроля на постоянной основе.

Налоговые преимущества лизинга

Основным отличием и преимуществом лизинга для клиента в сравнении с кредитом под залог приобретаемого основного средства являются налоговые преференции. К ним относятся: ускоренная амортизация основных средств; учет НДС к зачету по всей сумме лизингового платежа, в том числе в части услуг лизингодателя (ставка удорожания); освобождение от налога на имущество (недвижимость) в случае, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя (табл.).

Основные налоговые стимулы лизинга по существу являются косвенным субсидированием государством расходов по привлеченным средствам для инвестиций в основной капитал.

В самом общем случае, по нашим оценкам, объем таких налоговых преимуществ по среднему договору лизинга может быть эквивалентен от 20% до 35% ставки удорожания. Например, по данным опроса лизинговых компаний, при средней для компании малого и среднего бизнеса ставке лизинга по договору в 25% годовых (оборудование), сроке 4 года и стоимости имущества в 20 млн руб. реальная ставка удорожания с учетом налоговых компенсаций может снизиться от 5 п.п. до 8,5 п.п., то есть до 20% или 16,5% годовых (лизинг движимого и недвижимого имущества соответственно). При этом среднерыночная ставка по кредиту под залог приобретаемого имущества составляет около 14% годовых (без учета льготных программ поддержки малого и среднего бизнеса), а с учетом расходов на страхование предмета залога по кредиту и прочих связанных издержек может достигать 16% годовых.

Читать статью  Альфа-банк лизинг

Стоит отметить, что в низкоинфляционной среде конкурентные преимущества лизинга для заемщика имеют меньшую привлекательность. С одной стороны, банки быстрее реагируют на изменение условий в финансовой системе и снижают процентные ставки по кредитам с целью конкуренции за заемщиков. С другой – параллельно происходит снижение альтернативной ставки доходности инвестиций, что также уменьшает эффект реинвестирования сэкономленных расходов на налогах при лизинге (в нашем примере – 5%). Впрочем, экономическая обоснованность лизинга или кредита должна рассчитываться в каждом случае индивидуально, так как на нее влияет множество переменных (срочность и валюта договора, объем сделки, амортизационная группа основного средства и т.п.).

Таким образом, по итогам проведенного анализа можно заключить:

  • Лизинговые компании за счет права собственности на предмет лизинга лучше защищены от кредитного риска, но сильнее, чем кредитные организации, подвержены влиянию рисков обесценения имущества. При этом на фоне отсутствия регуляторных требований данный риск может не отражаться в стоимости капитала лизинговых компаний, которые не ведут финансовый учет по МСФО, что снижает их финансовую устойчивость.
  • В связи с недостаточной транспарентностью лизингового сектора, в том числе его риск-профиля для среднестатистического инвестора, повышенных рисков, принимаемых лизингодателями, для многих из них, не связанных с кредитными организациями, характерна относительно высокая премия за риск на рынке облигационных заимствований. При этом сам рынок облигаций лизинговых компаний находится в стадии развития и число эмитентов пока ограниченно. Для лизинговых компаний характерны тесные связи с кредитными организациями, что во многом связано с идентичностью вида финансовых услуг для конечного получателя. Около 30% совокупного лизингового портфеля профинансировано банковскими кредитами, но эти кредиты преимущественно распределены среди лизинговых компаний – участников банковских групп, что ставит вопрос о равной финансовой доступности и конкуренции среди лизинговых компаний.
  • Налоговые преимущества лизинга существенно компенсируют расходы лизингополучателя по лизингу (оценочно 20–35% ставки удорожания лизингового договора), что делает его конкурентным видом финансирования по сравнению с кредитом под залог приобретаемого имущества.

Кредитование лизинговых компаний: организация сотрудничества с банками, актуальные проблемы. Риски при кредитовании лизинговых компаний Более гибкие условия расчёта графика платежей за лизинг и возможность изменения графика в течение действия договора

Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.

Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.

В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.

От кредитов до IPO

«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).

По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.

Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?

Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).

Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.

Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.

Статистика упоминания слова «лизинг»

В российских печатных СМИ за последние 10 лет

Кредиты популярные и недоступные

На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.

По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.

«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).

Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.

Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.

Упражнение для инвестиционного банкира

Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.

Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.

Дорога в светлое будущее

Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.

Читать статью  Лизинг авто для физических лиц в Нижнем Новгороде

Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.

Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.

Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.

Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:

  • короткие сроки кредитования;
  • ограничения по лимиту кредитования на одного заемщика;
  • требование о переводе оборотов в финансирующий банк;
  • требование о местонахождении предмета лизинга в одном с банком регионе;
  • предоставление дополнительного к предмету лизинга обеспечения, в том числе поручительства лизингополучателя;
  • необходимость анализа банком лизингополучателя;
  • требования к синхронизации графика лизинговых платежей и графика погашения кредита;
  • длительные сроки оформления ссуды при инвестиционном кредитовании, проектном финансировании и возмещении инвестиционных затрат;
  • ограничения по краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств.

Банки далеко не всегда могут достоверно оценить финансовое положение лизингодателей, у которых отсутствует отчетность по МСФО. Решением проблемы станет перевод лизинговых компаний на стандарты ЦБ

В первом квартале 2018 года Банк России провел анализ условий банковского кредитования топ-20 лизингодателей. Полученная информация важна в контексте реформы лизинга, которую проводит сейчас ЦБ. Рынок лизинга — крупнейший финансовый рынок в России после банковского. По итогам 2017 года совокупный лизинговый портфель побил очередной рекорд и достиг 3,45 трлн руб. За счет кого финансируются лизингодатели? За счет облигаций, банковских кредитов и займов от связанных лиц. Банковские кредиты находятся на первом месте: по оценкам Банка России, топ-20 лизингодателей привлекли 846 млрд руб. кредитов, которые формируют 47% их пассивов. К слову, на топ-20 приходится 1,8 трлн руб. активов по РСБУ, или около 70% от оценочной величины размеров лизингового сектора.

Условия банковского кредитования определяют финансовое положение в лизинговом секторе, его способность конкурировать с альтернативными финансовыми инструментами и доступность лизинга для клиента. По результатам можно выделить три формы финансирования крупнейших лизингодателей: без банковских кредитов, монокредитование у материнского банка и кредитование от пула банков. Без кредитов в основном обходятся иностранные дочерние лизингодатели, которые в России представлены структурами производителей иностранного оборудования и техники. Они всецело финансируются за счет займов от материнских структур.

Монокредитная модель действует в крупнейших российских и иностранных банковских группах. Их политика не предполагает выхода дочерних лизингодателей за ее пределы, даже если другие банки могут предоставить лучшие условия. На лизингодателя открывается кредитная линия с лимитом выдачи или с лимитом задолженности. В рамках кредитной линии осуществляется выдача траншей под залог предметов лизинга. Монокредитная модель предполагает отсутствие самостоятельности у компаний при принятии решений. Кредитный комитет банка рассматривает заявки и определяет условия финансирования по фиксированным ставкам. Таким образом, банк принимает на себя как кредитный, так и процентный риск. При монокредитной модели центром аккумуляции прибыли лизинговой компании выступает материнский банк.

Частные небанковские лизингодатели и компании, связанные с государством (реже — банковские «дочки»), как правило, привлекают кредиты от пула банков. У лизингодателей открыто несколько кредитных линий в группе банков на конкурентных условиях. Маневрирование между ними позволяет избежать ограничений по кредитным лимитам и выбирать лучшие условия. Преимущества устойчивых взаимоотношений с несколькими кредиторами включают обслуживание по приемлемым тарифам. Компании, привлекающие кредиты на конкурентных условиях, обладают собственной кредитной экспертизой. Они автономно принимают решения по клиентам, имеют собственную систему управления рисками и часто кредитный комитет. В отличие от дочерних банковских компаний кредиторы подобных лизингодателей принимают риск не на конкретного лизингополучателя, а на компанию в целом.

По большинству кредитных линий лизингодатели финансируются по фиксированным процентным ставкам (83% портфеля), которые в течение срока действия линии не пересматриваются. Плавающие процентные ставки действуют по 15% задолженности. Кроме того, используются так называемые переменные ставки, они фиксированы, при этом у банка есть право пересмотреть уровень ставки в случае наступления значительных событий. Высокая доля кредитов по фиксированным ставкам объясняется внутригрупповым финансированием. Фиксированные ставки используются исключительно в монокредитных моделях, где лизингодатели привязаны к материнскому банку. Если убрать их из расчета, то доля кредитов по фиксированным ставкам падает до 44%, а доля кредитов по плавающим ставкам увеличивается до 48%. Таким образом, на конкурентных условиях банки перекладывают процентный риск на лизингодателя. Главным ориентиром для плавающих ставок является ключевая ставка Банка России (55% кредитов по плавающим ставкам).

Средневзвешенная стоимость кредитов для лизингового сектора в первом квартале 2018 года составляла 8,53%. В стоимости кредитов наблюдается выраженный эффект масштаба: по мере увеличения активов заемщиков при прочих равных условиях для них снижаются процентные ставки. Между стоимостью внутригруппового финансирования и стоимостью финансирования на конкурентных условиях наблюдается процентный дифференциал: банковские дочерние компании кредитуются под 8%, в то время как небанковские компании — под 9%.

По требованиям Банка России кредиторы обязаны классифицировать ссуды лизингодателям по категориям качества. Для лизингового сектора характерен умеренный риск с вероятностью потерь до 20%. Банки оценивают свои дочерние структуры более высоко. По всей видимости, рынок лизинговых кредитов не является риск-ориентированным. Признаком того служит отсутствие связи между процентной ставкой по ссудам и категорией качества, то есть процентные ставки не включают премию за кредитный риск. Аномалия объясняется двумя факторами — внутригрупповым финансированием и наличием государства в капитале крупных лизингодателей.

Достоверно оценить финансовое положение лизингодателей — тех, кто не прибегает к монокредитной модели, — банки не могут по ряду причин. Объективное ограничение состоит в отсутствии у большинства компаний учета по МСФО и в неопределенности достоверности управленческой отчетности. Сокрытие фактического качества лизингового портфеля может происходить благодаря широкому кругу возможностей лизингодателей, начиная от реструктуризации и перевода клиентов на аренду и заканчивая классификацией плохих долгов в срочную дебиторскую задолженность. Даже в случае дефолта клиента имущество переходит на баланс лизингодателя, и у банков нет формальных оснований для признания обесценения ссуды. В отсутствие резервов под обесценение имущества или оценочных резервов лизингодатели могут продолжать демонстрировать удовлетворительное кредитное качество своих активов. Решением указанных проблем является не только перевод лизингодателей на единый план счетов для некредитных финансовых организаций и отраслевые стандарты учета Банка России, но и разработка специализированных показателей качества их портфелей, учитывающих изъятие имущества, его обесценение и продажу, а также введение требований к раскрытию информации, в том числе показателей операций с имуществом. Планируется, что эти новации могут быть предложены после проведения реформы рынка лизинга, которая проводится при активном участии Банка России. Следствием этого станет повышение кредитного качества лизингового сектора.

Существует два основных метода привлечения финансирования: получение кредита и покупка имущества в лизинг .

Для принятия решения о выгодности кредита и лизинга для компании, предпринимателя или физического лица необходимо оценить финансовые параметры кредитного и лизингового предложения, а также преимущества и недостатки каждого варианта финансирования.

Оформив онлайн заявку на нашем сайте вы сможете получить предложения по лизингу от нескольких десятков лизинговых компаний и увидеть их сравнение по основным параметрам:

  • первоначальный взнос (аванс);
  • срок лизинга;
  • общий размер выплат по лизинговой сделке;
  • общее удорожание имущества за период лизинга;
  • среднее удорожание за год;
  • вид графика платежей

Регистрация на сайте и получение предложений по лизингу бесплатны .

Отличие лизинга от кредита

Несмотря на то, что при кредитовании во временное пользование могут передаваться как денежные средства (денежная форма кредита), так и имущество (товарная форма кредита), в современных экономических отношениях преобладает именно передача денежных средств и при использовании термина «кредит, кредитование» имеют ввиду предоставление банком денег заёмщику.

В сегменте кредитования тоже есть предложения по ускоренному принятию решений (так называемые экспресс-кредиты). Ускоренное рассмотрение заявки возможно по потребительским кредитам, а также кредитам на покупку автомобиля. Эти виды кредитов предлагаются только для заёмщиков – физических лиц . В отношении юридических лиц программ экспресс-кредитования банки не предлагают.

Более гибкие условия расчёта графика платежей за лизинг и возможность изменения графика в течение действия договора

В лизинговые платежи можно включить налог на имущество, транспортный налог, страхование и прочие расходы.

Предмет лизинга может учитываться на балансе лизинговой компании , в этом случае обязанность по исчислению и уплате налога на имущества лежит на лизингодателе. Если предмет лизинга зарегистрирован в ГИБДД на лизинговую компанию, она уплачивает транспортный налог. Также лизинговая компания может оплатить страховку предмета лизинга . Понесённые лизинговой компанией дополнительные расходы будут включены в расчет платежей за лизинг . Равномерное распределение расходов на срок лизинга позволит клиенту снизить нагрузку по осуществлению периодических платежей по налогам, страхованию и т.п.

Однако, необходимо учитывать, что при возмещении дополнительных расходов в лизинговых платежах необходимо будет уплатить НДС на указанные расходы. Если лизингополучатель является плательщиком НДС, дополнительный НДС в составе платежей не является проблемой, т.к. НДС будет предъявлен к зачёту. Но для клиентов – неплательщиков НДС данные суммы налога увеличат затраты по лизинговой сделке.

В лизинг можно взять б/у имущество

Профинансировать приобретение бывшего в употреблении (БУ) имущества за счёт кредита крайне проблематично. Банки финансируют только покупку находившихся в эксплуатации автомобилей. Покупка по лизингу БУ имущества не представляет большой сложности. Безусловно, существуют ограничения по году выпуска предмета лизинга , ряд лизинговых компаний вообще не заключают сделки с б/у имуществом. Тем не менее, получение лизингового финансирования для подобной сделки вполне возможно.

При лизинге возможно получение скидок у поставщика

Лизинговые компании являются корпоративными клиентами, которые закупают у поставщиков оборудование и технику на значительные суммы. Поставщики нередко предоставляют скидки лизинговым компаниям. Особенно распространено предоставление скидок при лизинге легковых автомобилей . В ряде случаев размер скидки может быть весьма существенным, что позволяет предлагать программы лизинга с нулевым удорожанием (сумма стоимости автомобиля со скидкой и лизинговых процентов равна цене автомобиля в салоне, что позволяет говорить о нулевом удорожании автомобиля для лизингополучателя).

Опыт сотрудников лизинговой компании помогает решить различные организационные вопросы по лизинговой сделке

Обладая большим опытом, знаниями и деловыми связями, сотрудники лизинговой компании контролируют и решают различные вопросы, связанные с приобретением предмета лизинга и реализацией лизинговой сделки.

К таким вопросам могут относиться:

  • проверка надёжности поставщика и юридической чистоты предмета лизинга;
  • согласование с поставщиком условий поставки, монтажа, оплаты приобретаемого в лизинг оборудования ;
  • организация таможенной очистки приобретаемого имущества (в т.ч. с привлечением надёжных таможенных брокеров);
  • получение выгодных тарифов по страхованию и содействие при наступлении страхового случая;
  • прочие вопросы взаимодействия с контрагентами, налоговыми органами и т.п. по вопросам исполнения лизинговой сделки.

Недостатки лизинга

Помимо преимуществ у лизинга есть определённые недостатки, которые также необходимо учитывать при выборе метода финансирования.

Лизингополучатель не является собственником предмета лизинга

В течение действия договора лизинга лизингополучатель, не являясь собственником лизингового имущества, может использовать его в строгом соответствии с условиями договора лизинга . Любые действия в отношении лизингового имущества (изменение места эксплуатации, сдача в субаренду и т.п.) должны быть согласованы с лизинговой компанией.

При нарушении условий эксплуатации имущества (а также иных условий договора лизинга) лизинговая компания имеет право изъять предмет лизинга .

Также лизингополучатель не может предоставить предмет лизинга в качестве залога при получении кредита.

На предмет лизинга может быть обращено взыскание по обязательствам лизинговой компании

Лизингодатель, являясь собственником переданного в лизинг имущества, может предоставить его в залог по своим кредитным договорам. При этом кредиты могут быть получены как для финансирования сделки с данным лизингополучателем, так и для других целей (в т.ч. финансирования сделок с другими клиентами).

В случае возникновения у лизинговой компании финансовых проблем, кредиторы могут изъять обратиться в суд с заявлением об изъятии лизингового имущества. Несмотря на то, что имущество будет обременено лизинговым договором и у лизингополучателя будет формальное право использования предмета лизинга , подобные обстоятельства могут осложнить эксплуатацию лизингового имущества.

При заключении договора лизинга необходимо обращать внимание не только на условия лизинга , но и на стабильность и надёжность лизинговой компании.

Лизинговые платежи облагаются НДС

Платежи по лизингу , в отличие от выплат по кредиту, в полной сумме облагаются НДС. Это обстоятельство не является проблемой в случае, когда лизингополучатель является плательщиком НДС и может предъявить уплаченный налог к зачёту. Однако, если клиент освобождён от уплаты НДС (например, использует упрощённую систему налогообложения (УСН), является физическим лицом и т.п.), уплаченный в составе лизинговых платежей НДС увеличивает затраты по договору лизинга.

Существуют лизинговые компании, которые являются неплательщиками НДС и специализируются на предоставлении лизинга предприятиям на УСН, лизинге медицинского оборудования и т.п. Но, к сожалению, количество таких компаний в общем числе лизингодателей крайне мало.

Как видно из сказанного выше, лизинг, как метод финансирования инвестиций, имеет свои достоинства и недостатки, важность и значимость которых может быть разной для каждой сделки и конкретного клиента.

Сейчас наблюдается тенденция некоторого оживления долгового рынка. В статье автор обосновал необходимость конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества лизинговых компаний и банковских институтов.

Головокружение от успехов

«Стахановский» рост российской экономики на протяжении последних лет разгонялся и стимулировался питательным коктейлем из высоких цен на ресурсы и дешевых доступных средств на международных финансовых рынках. Лизинговый рынок России как составная часть экономики с аппетитом поглощал плоды ее роста и развивался темпами едва ли не в несколько раз опережающими. Особенно удачным в этом плане выдался последний предкризисный сезон 2006-2007 го дов. Российский лизинг подогревался и стимулировался дешевым и доступным кредитовани ем и к началу кризиса, как бы ни парадоксально это звучало, оказался в заложниках этой самой дешевизны и доступности.

Читать статью  Как купить автомобиль в лизинг

Дешевые кредиты чрезмерно разгоняли рыночную конкуренцию, заставляя компании «глотать» значительно больше, чем они могли в действительности, чем позволяли бизнес-технологии, качество менеджмента, инфраструктура, качество управления рисками и финансами.

Дешевые, но короткие кредиты вызывали долговую зависимость и экстенсивное наращивание портфеля заимствований вкупе с аналогичным наращиванием рискованных и низкодоходных сделок (ради объема/портфеля). Многие компании создавали новые долги благодаря тому, что были возможны и доступны долги последующие, и нередко долгосрочные лизинговые договоры финансировались из краткосрочных или среднесрочных заимствований. К этому зачастую прибавлялось отсутствие дополнительных залогов, активное продвижение в экономически рисковые регионы, занижение авансов, огрехи в оформлении — вот основные черты докризисного рынка лизинга, особенно в массовых, розничных сегментах.

Наконец, как справедливо замечает автор интернет-проекта www.unlease.ru Дмитрий Лелецкий, дешевые кредиты «способствовали вложениям в активы с низкими инвестиционными характеристиками». Как оказалось, именно в период кризиса многие классы активов (коммерческий автотранспорт, оборудование обработки и переработки и др.), имеющие развитые вторичные рынки (казалось бы, надежные и всепринимающие), стали терять в цене быстрее и больше нерыночных активов. В надежде на вторичный рынок риски ликвидных активов учитывались слабо и не находили должного отражения в цене кредитов для лизингодателей и стоимости лизинга.

К сожалению, головокружение от успехов поразило не только лизинговые компании, но и банки, и в тот момент, когда финансово-экономический кризис стал объективной реальностью, последние решили «лечить» проблему наиболее радикальным способом — прекращением финансирования как та кового.

Кровь на зеркале

Этот поэтический подзаголовок, возможно, не очень свойственный статье в серьезном методическом журнале, появился отнюдь не случайно и, пожалуй, довольно точно отражает взаимосвязь банков и лизинговых компаний в современных условиях. Всем известна характеристика банковской системы как кровеносной, обеспечивающей движение денежных потоков и, как следствие, жизнь и нормальное функционирование рыночной экономики или экономики, пытающейся быть таковой. Лизинговые компании являются не просто и не только финансовыми посредниками или предприятиями по перепродаже кредитов, но срединным звеном между банковской системой и предприятиями реального сектора, зеркалом, в котором отражаются одновременно явления, имеющие место как на производстве, так и в банках. Более того, можно смело утверждать, что характер работы лизинговых компаний напрямую показывает реальное состояние экономики страны во всем ее многообразии.

Как кровь растекается по зеркальной поверхности, не впитываясь в нее, так кредитные ресурсы российских банков с осени 2008 года по весну 2009 года практически перестали питать лизинговую отрасль. Гибель долгового рынка для лизинговых компаний стала реальностью. Одновременно с российскими кредитными источниками иссякли и мировые. Финансирование, особенно под крупномасштабные, сложноструктурированные проекты, значительно осложнилось.

Теоретически доступными остались только средства государственных банков — ВЭБа, Российского банка развития, Сбербанка, ВТБ. Однако и эти кредитные организации не спешат выделять средства даже надежным и стабильным лизингодателям. Указанные банки, впрочем, как и другие кредитные институты, справедливо опасаются рисков, возникающих из-за шаткого состояния экономики страны и последствий рецессии, проявляющейся в секвестре многими предприятиями своих инвестиционных программ и отсутствии потребности в обновлении основных средств производства.

Здесь же стоит отметить еще одно следствие кризиса: банки перестали брать риски на лизинговые компании и проекты (в виде переуступки права требования лизинговых платежей) и стали требовать поручительства со стороны клиента.

Тем не менее, сейчас мы можем констатировать тенденцию к некоторому оживлению долгового рынка. Небольшой ряд банков, накопивших избыточную ликвидность и уже незаинтересованных в заработке на валютном рынке путем «игры против рубля», снова начали проявлять интерес к реальному сектору экономики и к лизинговым компаниям, плотно с этим сектором связанным.

Друг от друга не уйти

Кредиты российских банков на протяжении всего срока жизни российского лизинга были, есть и будут главным источником финансирования лизинговых операций, образуя долю более чем в 50% в сравнении с другими источниками финансирования — векселями, облигациями, собственными средствами, авансами клиентов и т.д. Этот показатель подтверждается данными годового исследования рынка лизинга, проведенного Российской ассоциацией лизинговых компаний. На рисунке представлена структура финансирования лизинговых компаний в 2008 году, где доля российских банков в структуре фондирования лизинговых операций составила 54,51%. При этом аналогичное годовое исследование рынка лизинга, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт РА», хорошо показывает кризисную тенденцию к увеличению по сравнению с 2007 годом в структуре финансирования лизинговых сделок доли собственных средств лизинговых компаний и авансов клиентов (табл. 1).

Таблица 1. Динамика изменения доли авансов и собственных средств в 2007-2008 гг. (%)

В конце 2008 года представители многих лизинговых компаний, лидирующих на рынке, указывали на то, что сокращение кредитования лизинговых операций пропорционально общему сокращению финансирования по всем возможным направлениям. В целом это замечание справедливо: лизинг не хуже, а во многом даже лучше других направлений для кредитования, и отмеченная экспертами «ровная тенденция» имеет под собой ряд конкретных оснований, к сожалению, понимаемых не всеми российскими банками. Об этих основаниях поговорим чуть подробнее.

Во-первых, лизинг, как направление для долгосрочных банковских инвестиций, является в большинстве случаев одним из наиболее стабильных и нерискованных. Главным образом это связано с характерным и обязательным для лизинга переходом и сохранением титула собственности за лизингодателем на переданное имущество на весь срок действия договора. Практически благодаря этому банк хеджирует определенну долю своих рисков на случай проблем с лизингополучателем и не остается один на один с нередко (особенно для крупных, специальных проектов) «непонятным» для него имуществом, сложным оборудованием, вопросами изъятия и реализации которого банк заниматься, как правило, не привык.

Лизинговая же компания, являясь собственником переданного имущества, может минимизировать риски, к примеру, за счет договоров обратного выкупа с поставщиком или производителем. Подобный договор может быть реализован в том случае, если клиент-лизингополучатель оказывается полностью не в состоянии исполнять свои обязательства. В любом случае профессиональная лизинговая компания как собственник переданного имущества и фактически конечный ответчик за него перед банком значительно более гибка в аспекте способов и возможностей погашения кредитной задолженности, чем обычный клиент. Проще говоря, «перемычка» между банком и предприятием в виде крупного и профессионального лизингодателя является дополнительной и ощутимой страховкой для любой кредитной организации.

Во-вторых, профессиональная лизинговая компания может быть нужной, полезной и интересной банку в качестве эксперта по структурированию проектов и «переводчика», согласовывающего специфику и особенности инвестиционных проектов клиента-лизингополучателя с требованиями и регламентами финансирующего банка. Причем этот порядок распространяется не только на крупные, масштабные, многомиллиардные сделки, но и на «розничные» сделки малых и средних объемов с диапазоном от 5 до 100 млн рублей.

И в том и в другом случае профессиональный лизингодатель — это координатор и контролер всего проекта, комбинирующий финансовую модель сделки с поставкой и строительством (если оно необходимо), прорабатывающий и закрывающий все возможные риски — банка, клиента, поставщика и, конечно же, свои собственные. Также профессиональный лизингодатель — это еще и ценный источник методологической помощи банку, способный создавать эффективные модели оценки лизинговых проектов и лизингополучателей, отвечающие требованиям и условиям банка.

Итак, в нашем представлении именно вышеизложенные аспекты и являются базисом для конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества между российскими банками и лизинговыми компаниями.

Вопросы и проблемы оценки

Несмотря на сказанное выше, лизинговая компания, в первую очередь, воспринимается банком как заемщик, пришедший за банковскими деньгами и которого надо оценивать, точнее говоря, пытаться оценивать. Проблемы оценки были актуальными и в докризисное время, когда рынок лизинга рос фантастическими темпами (табл. 2), и еще более актуальными они стали сейчас, когда лизинг находится в кризисном состоянии, а банки ужесточают требования ко всем потенциальным соискателям кредитов.

Таблица 2. Развитие рынка лизинга в 2005-2008 гг. (млрд руб.)



Трудности в оценке лизинговых компаний проистекают из-за отсутствия общепризнанной методологии оценки как таковой. Среди банков также нет единства по данному вопросу. Кто-то сосредоточен только на оценке лизинговой компании, другие, наоборот, подробно анализируют лизингополучателя, полагая, что именно от его платежеспособности зависит своевременное погашение кредитов, третьи идут по опасному пути оценки сделки на основе анализа передаваемого имущества и пытаются анализировать его долгосрочную ликвидность.

Российский стандарт бухгалтерского учета — главный документ и источник информации о состоянии бизнеса — в вопросах оценки помощник плохой, так как одинаков что для лизинговой компании, что, к примеру, для трубопрокатного завода. Хотя, как мы понимаем, эти бизнесы не просто разные, а концептуально разные. Лизингодатели могут предлагать клиентам различные виды лизинга, которые по-разному отражаются в финансовой отчетности. Значимые для других отраслей показатели в случае лизинга также не всегда могут служить ориентиром для банков. Как известно, большинство лизингодателей обладают низким объемом собственного капитала и значительным объемом внешней задолженности, а показатели выручки и чистой прибыли могут варьироваться в зависимости от графиков поступления лизинговых платежей и специфики бухгалтерского учета авансов. Все это вынуждает банки детально присматриваться к структуре и объемам денежных потоков заемщиков-лизингодателей, причем в динамике за год, а иногда и за несколько лет. Наконец, РСБУ может таить и другие сюрпризы.

Так, главной для лизингового бизнеса ловушкой РСБУ в конце 2008 — начале 2009 года стали особенности отражения в нем лизинговых операций с валютной составляющей. В рамках российского стандарта отчетности лизингодатели обязаны были переоценить по текущему курсу все обязательства, выраженные в валюте. Однако предметы лизинга должны отображаться в рублях и в валюте не переоцениваться. В итоге, на фоне снижения валютных курсов, те лизинговые компании, которые имели на своем балансе значительный объем валютных операций, столкнулись с существенным дисбалансом между объемом пассивов и активов — мнимыми убытками и получили по итогам года опять-таки мнимо убыточный баланс.

Валютная ловушка РСБУ особенно неприятна тем, что способна перекрыть доступ к банковскому кредитованию и негативным образом повлиять на оценку лизинговой компании банком. Убыточный баланс заемщика (даже мнимый) вынуждает банк, действующий в соответствии и на основе РСБУ, резервировать под него некоторый объем средств, возможно, весьма существенный, если заемщик берет кредит на крупный лизинговый проект. Это, в свою очередь, сказывается на цене денег (кредита) для лизинговой компании — в сторону ее увеличения. Убыточный баланс для многих банков, особенно в кризис, вообще является однозначным стоп-фактором и поводом для отказа в кредитовании. Наконец, многие кредитные договоры предусматривают возможность досрочного изъятия кредитов, если объем чистых активов заемщика сократится до определенной величины. Даже если лизинговой компании удастся доказать банку свою надежность и утвердить привлечение средств, сам процесс согласований и объяснений может неоправданно затянуться и привести к остановке лизингового проекта.

Кстати, в МСФО данная валютная проблема отсутствует, но, с одной стороны, отчетность по МСФО имеют очень немногие российские лизинговые компании, а с другой, МСФО в нормативном смысле не может служить для банка однозначным подтверждением стабильности бизнеса лизингодателя. Иными словами, легкой дороги к кредитам даже с хорошей отчетностью по МСФО в руках ждать не стоит, по крайней мере до тех пор, пока российская экономика не реанимируется, а инвестиции в основные средства производства не возобновятся. Хотелось бы верить, что к этому счастливому дню процессы взаимодействия между банками и лизингодателями, очищенные и облагороженные кризисом (взаимным, надо признать), приобретут системный характер, основанный на соблюдении следующих принципов.

Во-первых, лизинговая компания будет восприниматься не как исключительно перекредитовщик и в этой связи источник дополнительных рисков, а как комплексный интегратор инвестиционных проектов, обеспечивающий своим опытом и услугами защиту от рисков.

Во-вторых, лизинговые компании усовершенствуют модели финансового планирования и управления денежными потоками и сами станут более профессиональными как кредиторы.

В-третьих, кредитные институты перейдут к практике комплексной оценки лизингового проекта, где риски и пути их закрытия не сосредотачиваются только на лизинговой компании, или только на ее клиенте, или на имуществе, а распределяются и, соответственно, закрываются в зависимости от специфики самого проекта, его условий. Реализация этого принципа зависит от разработки участниками лизингового рынка взаимоудобных и приемлемых методик оценки проектов, в том числе и оперативной, которая облегчит доступ не только к разовым кредитам под масштабные проекты, но и к кредитным линиям под стандартизированные массовые сделки.

», «Лизинг — Старт МСП », «Лизинг — Выгодные условия ».

По этим продуктам лизинговые компании могут получить финансирование для приобретения предметов лизинга в целях их дальнейшей передачи в финансовую аренду субъектам МСП. В качестве обеспечения предусматривается залог предметов лизинга с дисконтом 40% от стоимости по договору поставки. При этом предметы лизинга должны быть застрахованы в надежной страховой компании, имеющей актуальный рейтинг надежности не ниже:

  • «В» в соответствии с рейтингом надежности страховых компаний Эксперт РА;
  • «ruA» по национальной шкале в соответствии с рейтингом страховых компаний «Standard & Poors»;
  • «BBB(rus)» по национальной шкале в соответствии с рейтингом финансовой устойчивости страховых компаний FitchRatings;

Участие в приобретении предметов лизинга (средства субъекта МСП (лизингополучателя) и/или лизинговой компании) — не менее 30% (не менее 20% в случае лизингового продукта «Лизинг — Целевой ») от суммы договора поставки (купли — продажи).

Для участия в приобретении предметов лизинга по продукту «Лизинг — Старт МСП » также могут быть использованы средства, полученные субъектом МСП в рамках федеральных программ/программ субъектов РФ поддержки начинающих предпринимателей (если указанные программы предполагают такую возможность).

Процедура отбора лизинговых компаний

  1. Лизинговая компания самостоятельно проверяет свое соответствие условиям отбора партнеров, являющихся лизинговыми компаниями, по программе финансовой поддержки МСП .
  2. При соответствии условиям отбора лизинговая компания заполняет кредитную заявку в соответствии с выбранным лизинговым продуктом и предоставляет ее в АО «МСП Банк» вместе с комплектом необходимых документов .
  3. АО «МСП Банк» проводит анализ лизинговой компании на соответствие условиям отбора для участия в Программе, оценивает её финансовое положение и определяет размер лимита кредитования.
  4. АО «МСП Банк» направляет уведомление лизинговой компании о возможности участия в Программе и информацию об установлении лимита.
  5. После получения от лизинговой компании согласия с предоставленными условиями АО «МСП Банк» заключает с лизинговой компанией кредитный и обеспечительные договоры.

Для рассмотрения вопроса об участии в государственной Программе финансовой поддержки МСП лизинговые компании должны отвечать условиям отбора.

Окончательное решение об участии лизинговой компании в государственной программе финансовой поддержки МСП принимается АО «МСП Банк» по итогам комплексной оценки финансового положения и репутации лизинговой организации, согласно внутренним документам АО «МСП Банк». Данная оценка проводится в случае соответствия лизинговой компании вышеуказанным требованиям.

АО «МСП Банк» оставляет за собой право отказать лизинговой организации в участии в государственной Программе финансовой поддержки МСП, либо приостановить участие лизинговой организации в Программе, если выявлены факторы финансового или нефинансового характера, которые, по мнению АО «МСП Банк», могут повлиять на финансовую устойчивость лизинговой компании, либо нести репутационные риски для государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Поддержка носит целевой характер, в связи с этим АО «МСП Банк» будет осуществлять контроль предоставления лизинговыми компаниями имущества субъектам МСП с использованием механизме лизинга, как дистанционный (на основе предоставляемой лизинговыми компаниями отчетности и документов), так и с выездом на место осуществления лизинговыми компаниями и субъектами МСП своей финансово-хозяйственной деятельности.

Источник https://econs.online/articles/regulirovanie/struktura-riskov-i-nalogovye-effekty-lizinga/

Источник https://bustraveling.ru/kreditovanie-lizingovyh-kompanii-organizaciya-sotrudnichestva-s-bankami/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *