Международное правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции имеют немалое значение в экономике любой страны. Россия в этом не исключение. Итак, рассмотрим то, каково национальное правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, а также то, какие особенности имеет данное понятие в стране.
Что такое инвестиции
Изучая элементы национального и законодательного регулирования данного понятия, следует в первую очередь разобраться в том, что называется инвестициями.
Если говорить простым языком, то иностранными инвестициями являются все вложения имущественного характера, которые производятся инвесторами из-за границы в предприятия, расположенные на территории России, то есть в определенный объект предпринимательства. Законодатель также отмечает то, что данный объект может относиться к любой форме собственности.
Что касается формы внесенных инвестиций, то они могут быть представлены не только в виде реальных материальных ценностей. Ими также признаются ценные бумаги, имущественные права, услуги, а также иные нематериальные блага. Некоторые юристы также относят к категории инвестиций информацию, необходимую для ведения и развития объекта, расположенного на территории России. Основная особенность всех этих благ состоит в том, что в процессе их эксплуатации они продолжают оставаться в собственности инвестора и не могут быть изъяты из гражданского оборота, фактически находясь на территории РФ.
Практика показывает, что на инвестиционную активность существенным образом влияет как политическая ситуация в государстве, так и ее экономическое положение.
Инвестор
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации неразрывно связано с понятием инвестора. Кто признается таковым, и какое лицо может им быть?
Понятие инвестора предлагает вниманию содержание закона «Об иностранных инвестициях», в котором говорится о том, что таковым признается лицо, ведущее инвестиционную деятельность на территории России. Причем законодатель также отмечает и то, что данное лицо может выступать как от имени организации, так и в качестве частного гражданина. Какие требования выдвигает российское законодательство к инвесторам? Правовое регулирование иностранных инвестиций предусматривает некие требования как к физическим, так и к юридическим лицам-инвесторам.
Так, если свой вклад в развитие определенного объекта, расположенного на территории России, желает сделать юридическое лицо, то оно обязательно должно быть признано правоспособной организацией. Это может быть как учреждение или предприятие, законно действующее на территории другой страны, так и международная организация. Кроме этого, в роли инвестора может выступать и целое государство.
Если речь идет об инвесторах-частных лицах, то в данном случае основные требования законодательства выдвигаются по отношению к его правоспособности и дееспособности. Система правового регулирования иностранных инвестиций также предусматривает и то, что инвестором может выступать и апатрид — лицо, не имеющее гражданства никакого государства.
Что касается правовых основ инвестиционной деятельности на территории России, то они предусматривают наличие целого ряда льгот для иностранцев, имеющих желание внести ценный вклад в развитие российской экономики.
Правовое регулирование
Основной нормативный документ, который закрепляет понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России — это закон «Об иностранных инвестициях в РФ», который был принят в 1997 году и действует по сей день с рядом внесенных поправок. Специалисты в области юриспруденции отмечают то, что этот нормативный акт присваивает всем инвестициям, которые имеются на территории России и признаются иностранными, особый национальный правовой режим. По мнению большинства, данный режим предусматривает в себе некоторые условия, которые на практике оказываются не настолько благоприятными, как те, которыми могут пользоваться граждане России. Однако взамен на это, из этого правила, как и из многих других, следуют определенные исключения, имеющие как ограничительный, так и стимулирующий характер.
Законодательная база
В законодательной базе РФ имеется целый перечень нормативных актов, содержание которых регулирует деятельность инвесторов. Кроме вышеупомянутого закона «Об инвестициях», деятельность инвесторов напрямую регулируется положениями, представленными в Налоговом кодексе государства. В нем четко прописываются все вопросы, связанные с обложением налогами и пошлинами всех вложенных инвестиций, а также деятельности, которую ведут инвесторы.
В законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» также рассматриваются некоторые положения относительно ведения инвестиционной деятельности. В частности, его положения напрямую касаются правильности проведения действий, связанных с ввозом и вывозом товаров на территорию России, а также за ее пределы, использованием услуг, результатов труда, а также плодов интеллектуальной деятельности. Этот закон был принят в 2003 году, и его положения активно используются во многих экономических сферах деятельности страны, в том числе и в правовом регулировании иностранных инвестиций в РФ.
Что касается деятельности инвесторов из-за границы, которые осуществляют свои вложения в форме капитала, то данное понятие регулирует отдельный закон, который был принят в 1999 году. Его название полностью соответствует тому, что предписывает содержание нормативного акта — это закон «Об инвестиционной деятельности, произведенной в виде капитальных вложений».
Отдельное внимание юристы, которые специализируются в вопросах международно-правового регулирования иностранных инвестиций, уделяют такому закону, как «О порядке внесения инвестиций в хозяйственные общества стратегического значения». В данном нормативном акте идет речь исключительно об инвестициях, внесенных на развитие специальных объектов, к числу которых относятся военные базы, а также иные юридические лица и образования, основная цель деятельности которых — содействие работе в улучшении обороноспособности всего государства. В данном акте предусматривается широкий спектр ограничений для внесения инвестиций, что обусловлено целью обеспечения сохранности государственной тайны.
Отдельное внимание также следует уделить тому, какое национальное правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ обеспечивает закон «Об акционерных обществах». Данный нормативный акт осуществляет универсальное правовое обеспечение данной деятельности, производимой на территории России.
Наряду со всеми вышеперечисленными законами и подзаконными актами юристы не рекомендуют выпускать из виду такие источники права, как международные договоры, одной из сторон в которых является РФ, а также различные кодексы (в особенности гражданский).
Формы осуществления деятельности
Кроме понятия, правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России предусматривает также перечень определенных форм, в виде которых может быть осуществлена данная деятельность на территории государства.
В основном законе «Об иностранных инвестициях» говорится о том, что она может осуществляться каким угодно способом, но только в том случае, если он не запрещен действующим законодательством страны. Однако практика показывает, что среди вариантов совершения капиталовложений наиболее эффективными и распространенными считаются такие формы, как договоры, создание компаний, а также филиалов. Рассмотрим каждый из них более детально.
Если говорит о компаниях, которые создаются иностранными вкладчиками, то они, находясь на территории России, представляют собой традиционные для данной страны хозяйственные общества и товарищества. Невзирая на то что данные лица имеют в своей основе иностранный капитал, они все равно производят регистрацию в порядке, который является общим для всех, в соответствии с положениями текущего законодательства. Однако, несмотря на это, с момента создания юридического лица его правовое положение начинает определяться на основании закона «Об иностранных инвестициях» со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Правовое регулирование иностранных инвестиций также предусматривает возможность не только совершать вложения в новые юридические лица, но еще и выкупать части ранее созданных предприятий или организаций. На основании закона такие юридические лица будут называться организациями с иностранными вкладами.
Юристы-практики, которые постоянно сталкиваются с вопросами, связанными с правовым регулированием иностранных инвестиций, отмечают, что такую деятельность компаний нужно четко разграничивать с обыкновенным предпринимательством. Разница между ними состоит в том, что во втором случае иностранные компании осуществляют свою деятельность не путем внесения ценных вложений, а методом создания филиалов своих компаний на территории РФ.
Когда речь идет о представительствах и филиалах, следует понимать, что они представляют собой отдельные структурные подразделения, имеющие право выступать от своего лица и вести деятельность в пределах России — именно так говорится в содержании Гражданского кодекса. Что касается особенностей правового регулирования иностранных инвестиций, представленных в виде организации филиалов компаний, то они заключаются в проведения государственной аккредитации таких предприятий, по положительным результатам которой такие юридические лица приобретают право на ведение той деятельности, с целью которой был организован филиал.
Еще одна из распространенных форм инвестирования на территории России — договоры. Это явление очень часто присутствует в международном праве частного характера (МЧП). Однако, по мнению юристов-практиков, далеко не все договоры могут носить характер сотрудничества на базе вложения инвестиций. По мнению специалистов, такие договоры обязаны строго соответствовать четким признакам. Один из них — долгосрочность. Все вложения, которые делаются инвесторами, должны носить коммерческий характер, то есть, иными словами, внесение материальных и нематериальных ценностей должно осуществляться исключительно с целью получения прибыли в дальнейшем. Все внесенные инвестиции обязательно должны иметь целевой характер использования.
Если говорить о минусах такой формы вложения инвестиций, то она имеет большой риск неокупаемости вложенных средств. Этот фактор также должен быть предусмотрен в содержании инвестиционного договора.
Если сопоставить все представленные выше особенности правового регулирования иностранных инвестиций, то можно сделать вывод относительно того, что очень большой перечень договоров может попасть под ряд таких признаков. В частности, юристы отмечают то, что под описанные требования идеально подходят договоры финансовой аренды, простого товарищества, о привлечении инвестиций, коммерческой концессии, займа для инвестирования в число основных средств предприятия, а также соглашение о разделе продукции.
Принципы
Существует целый ряд принципов правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП. В НПА (нормативных правовых актах), действующих на территории России, регулирующих положения, связанные с внесением капитала на развитие экономики, все они указываются. Но, к сожалению, делается это в сокращенной форме. Итак, рассмотрим более детально, что означает каждый из представленных принципов национального правового регулирования иностранных инвестиций.
Основным в отношении всех действий, связанных с вложением иностранного капитала в развитие экономики страны, является принцип действия местного законодательства. Он означает то, что все отношения по поводу инвестиций, которые вносятся в российские предприятия и организации различных форм собственности, должны регулироваться исключительно на основании законодательства, действующего в РФ на настоящий период. Что касается регулирования вложенных средств, то оно производится только на федеральном уровне.
Что касается понятия инвестиционного закона, действующего в пределах российского государства, то оно представляет собой целую совокупность ряда нормативных актов, содержание которых регулирует вопросы, связанные с проведением данного вида действий. Как правило, такие источники регулируют не только данный вид деятельности, но еще и валютную, трудовую и иные аспекты.
Еще один немаловажный принцип — равноправие российских инвесторов. Он предусматривает равную защиту всех субъектов инвестиционной деятельности, а также контроль за соблюдением их прав и законных интересов. Закон призывает в надлежащей мере обеспечивать интересы каждого инвестора, несмотря на то каков размер его вклада, форма его внесения, а также независимо от национальной принадлежности самого вкладчика. Также совершенно не имеет значения то, какой размер выгоды от совершенных вложений лицо получает. В случае нарушения законных прав и интересов инвестора, государство обязано предоставить их защиту в надлежащем виде и порядке.
И, наконец, третий принцип, на котором построено правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, — это необходимость соответствия всех положений российского законодательства положениям, представленным в международной нормативной базе об инвестициях. На деле это означает лишь то, что данная деятельность на территории России должна осуществляться в таком порядке, который соответствует тому, что прописан в местном законодательстве и не противоречит международному, в ряд которого входят договоры, заключенные между различными странами. Такую систему правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП юристы-практики именуют многосторонней. По мнению большинства специалистов, именно она позволяет обеспечить сохранность вложенного капитала на международном уровне.
Какие договоры считаются основными в определении порядка инвестиционной деятельности на территории России? Рассмотрим их далее.
Основные гарантии инвесторов
Если говорить кратко о правовом регулировании иностранных инвестиций, то необходимо выделять такие основные положения, как понятие, законодательное регулирование, а также гарантии для инвесторов. Какие особенные гарантии предусматривает российское законодательство для лиц, которые делают материальный вклад в развитие экономики страны?
Следует отметить, что многие гарантии, представленные в статьях основных нормативных актов, предусмотрены в содержании документов, обеспечивающих правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП.
В первую очередь российское законодательство гарантирует в случае реквизиции или национализации имущества инвестора выплату ему соразмерной компенсации. Конечно, данные действия могут быть проведены в исключительных случаях, например, тогда, когда объект инвестиций имеет стратегическое значение для деятельности государства.
Немаловажное значение имеет и гарантия перехода обязанностей и законных прав от одного инвестора к другому. Она подразумевает то, что при желании и наличии достаточного количества оснований один инвестор имеет право передать вложенное им имущество другому. Для реализации такой гарантии стороны обязаны заключить между собой договор о передаче таковых.
Иностранные инвесторы, осуществляя материальный вклад в развитие экономики России, имеют право на участие в приватизации имущества, а также на приобретение бумаг, имеющих определенную ценность. Сделать это они могут на тех же основаниях, что и рядовые российские граждане. То же самое касается и приобретения такими лицами недвижимости на территории России, природных ресурсов, земельных участков и т. п.
Все доходы, которые инвестор получает в результате своей деятельности на территории России, он имеет право использовать на свое усмотрение, но не нарушая законодательства страны.
Информацию, а также ценности, которые ранее были ввезены в пределы Российской Федерации как инвестиционные ценности, лицо, совершающее вклад в развитие экономики и конкретной сферы, имеет право вывозить за пределы страны в беспрепятственной форме. Это понятие подразумевает отсутствие необходимости лицензирования или квотирования такого объекта.
В том случае, если инвестор оказывается в спорной ситуации, возникшей в результате его специфической деятельности, он имеет право обратиться за защитой в государственные органы.
Международные договоры
Огромное влияние на ведение инвестиционной деятельности среди международных субъектов оказывает Вашингтонская конвенция, подписанная в 1965 году. Данный документ предусматривает четкий порядок урегулирования споров, которые возникают на предмет вложенных средств, а также порядка их использования и окупаемости. Документ признается универсальным источником права, он ратифицирован РФ.
Еще один немаловажный документ — Сеульская конвенция, принятая в 1985 году. Этот документ предусматривает страхование вкладов, сделанных инвесторами. Суть данной конвенции заключается в том, что ее содержание предоставляет широкий спектр надежных гарантий, позволяющий странам защититься от рисков, связанных с инвестиционной деятельностью на международном уровне, а также нарушением прав лиц, которые осуществляют ее. Специалисты в области юриспруденции и международного права отмечают единственный, но очень большой минус данного документа — он не предусматривает страхование от экономических рисков, а также от возможного банкротства. Российской Федерацией такой договор был ратифицирован в 1992 году.
В рамках СНГ также приняты некоторые конвенции и международные договоры, содержание которых направлено на правовое регулирование иностранных инвестиций между государствами и международными партнерами. К их числу можно отнести Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, а также Конвенцию о защите прав инвесторов. Из документов, принятых не так давно, можно выделить договор 2014 года — о Евразийском экономическом союзе. В этих трех перечисленных нормативных актах предусматривается наличие определенных прав и привилегий для иностранных инвесторов, однако следует понимать, что действуют они только в отношении лиц из стран СНГ.
Государственное регулирование инвестиций
Понятие правового регулирования иностранных инвестиций и инвестиционной деятельности предусматривает также определенные меры, которые способствуют стимуляции данного процесса на территории Российской Федерации. Юридическая практика показывает, что законодательная база предусматривает широкий перечень льгот для иностранных вкладчиков, а также определенного рода гарантий. В чем они выражены? Рассмотрим это далее.
Говоря о государственных гарантиях, обязательно следует упомянуть о том, что любой законодательный акт, действующий на территории РФ в области правового регулирования иностранных инвестиций, предусматривает полную защиту законных интересов и прав тех лиц, которые совершают свой материальный вклад в экономическое развитие страны. Кроме этого, на законодательном уровне данной категории лиц гарантируется возможность вывоза имущества и ценных документов, которые были поставлены в Россию в качестве инвестиционных ценностей, за ее пределы. Что касается дохода, полученного в результате своей деятельности, то такие лица имеют право использовать его в разумном количестве по своему усмотрению, в том числе и для покупки ценных бумаг других компаний. Инвесторы могут принимать участие в приватизации имущества.
Специалисты в области юриспруденции утверждают, что правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации также предусматривает определенную защиту инвесторов от негативных последствий, которые может повлечь за собой изменение государственного законодательства. Такая особенность гарантируется и на международном уровне.
Органы, которые занимаются контролем инвестиций
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП предусматривает создание в каждом государстве специального органа, который будет вести контролирующую деятельность в данной сфере. На него, в соответствии с положениями договоров, возлагается ответственность за надлежащую защиту законных интересов и прав тех лиц, которые вносят материальный вклад в экономику других государств.
Для решения проблем правового регулирования иностранных инвестиций в России существует специальная Комиссия, которая создается при Правительстве страны. Состав данного органа должен быть определен Правительством, а главой автоматически признается Премьер-министр России. Что касается законодательного регулирования деятельности данного органа, то оно производится на основании закона «О порядке осуществления инвестиций».
Что входит в число основных задач данного органа? Одним из основных направлений деятельности Комиссии признается обеспечение надлежащего нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций в России. Данная деятельность заключается в ведении контроля относительно правильности применения международного законодательства в данной сфере, а также контроле за предоставлением законных гарантий лицам, вносящим вклад в развитие государственной экономики.
В рамках своей деятельности этот орган может установить контроль иностранных инвесторов надо обществами хозяйственного типа, которые имеют особенное, стратегическое значение для страны. Комиссия также может выдавать отказ в установлении такого контроля.
Проблемы инвестирования
Современная юридическая практика показывает то, что правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ (МЧП) имеет определенные проблемы и несовершенства. И это все, несмотря на то что правовая база, регулирующая данные вопросы на уровне государства, является невероятно объемной. Итак, в чем, по мнению специалистов, заключаются основные проблемы?
Многие юристы-практики, а также теоретики, обращают внимание на то, что законодательство предоставляет определенный перечень гарантий и льгот для иностранных инвесторов, но в то же время, по большей части, совсем не конкретизирует их. Или, как подмечают некоторые, прямо в статьях законов есть серьезные противоречия. Так, например, в законе «Об иностранных инвестициях» предусматривается стабильность законодательства для субъектов, ведущих инвестиционную деятельность, однако тут же приводится утверждение относительно того, что такая гарантия предоставляется на срок не более чем 7 лет.
Огромное количество юристов-практиков в сфере межгосударственных отношений и тех, кто занимается изучением вопросов международного правового регулирования иностранных инвестиций, подмечают то, что Правительству страны необходимо заняться разработкой нормативного регулирования капиталовложений из-за границы на региональном уровне, а не только на общегосударственном. Это связано с экономическими и социальными особенностями разных регионов государства.
Кроме всего прочего, современные юристы в числе проблем выделяют и то, что в законодательстве, действующем в пределах РФ в отношении правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП, законодательная база России не предусматривает такого нормативного правового акта, который бы регулировал определенные правоприменительные аспекты в отношении способов разрешения возникших споров на межгосударственном уровне. Также, по наблюдениям практиков, в современной системе полностью отсутствуют четкие пути выхода в инвестиционный арбитраж, созданный на международном уровне.
И, наконец, еще одна немаловажная проблема, которая существенным образом тормозит инвестиционную деятельность иностранных лиц на территории России. Она заключается в том, что, кроме вышеупомянутой Правительственной комиссии, в стране отсутствуют органы, которые напрямую занимались бы решением вопросов, связанных с защитой законных интересов и гарантированных инвесторам прав. Кроме этого, остро стоит вопрос о необходимости создания специализированных региональных органов, основная задача которых — ведение деятельности по рассмотрению жалоб в данной сфере.
Источник https://fb.ru/article/6226/uu-mejdunarodnoe-pravovoe-regulirovanie-inostrannyih-investitsiy
Источник