Министерство планирования и инвестиций вьетнама
Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг.
Дата публикации: 09.04.2017 2017-04-09
Статья просмотрена: 449 раз
Библиографическое описание:
Ле Х. Л. Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама 1988–2015 гг. // Молодой ученый. 2017. №14. С. 164-167. URL https://moluch.ru/archive/148/41512/ (дата обращения: 17.01.2019).
В статье рассматриваются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как важнейший фактор экономического развития Социалистической Республики Вьетнам на новейшем отрезке ее исторического пути. Проанализирована региональная и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Вьетнама за 1988–2015 гг., выделено 3 основных этапа процесса привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), проанализировано их влияние на экономику регионов страны.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, поток ПИИ, отраслевая структура ПИИ
Введение ипостановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, определяющих вектор развития мировой экономики в начале ХХI в., является международное движение капитала. В современных условиях эффективность и перспективы экономического прогресса, небольших государств зависят от степени активности участия в этом процессе. В условиях современной глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала возрастает роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как источника финансирования социально-экономического развития страны. Во второй половине ХХ- начале XXIвв. возможности для самофинансирования устойчивого развития экономики Вьетнама ограничены, в связи с чем возникает необходимость более широкого использования внешних источников финансирования. Это стало возможным благодаря расширению участия страны в глобальной экономике. Закон СРВ от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» был первым законом, принятым с целью создания необходимого правового поля в области привлечения иностранных инвестиций. В конце августа 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СРВ, определяющее основные задачи и планы привлечения иностранных инвестиций, а также пути достижения поставленных задач. Первостепенными были названы следующие задачи: разработка списка проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, продолжение совершенствования законодательной базы, регламентирующей прямые иностранные инвестиции; повышение эффективности государственного управления, совершенствование административных процедур; ускорение мобилизации капиталов, инвестиционного процесса; работа по подготовке кадров, технического персонала, действующего в секторе экономики с прямыми иностранными инвестициями.
ПИИ играют важную роль для социально-экономического развития Вьетнама. По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, за 1988–2015 гг. Вьетнам привлек 313 млрд. долл. США (в 1,6 раза больше ВВП Вьетнама в 2015 г.) для реализации около 21 290 проектов.
ПИИ пришли во Вьетнам из 183 стран мира, но крупнейшим иностранным инвестором (2185 проектов и 23,2 млрд. долл. США) является Тайвань, за ним следуют Сингапур, Республика Корея, Япония. Изучению проблем ПИИ посвящены исследования, проводимые как международными организациями, так и научными институтами во Вьетнаме и за рубежом. Их работы содержат фундаментальные основы о привлечении и распределении ПИИ во Вьетнаме, международном опыте и уроках для Вьетнама. Автор Нгуег Тхи Кам Тхо [5] проанализировал взаимосвязь между ПИИ и экономическими ростом на уровне провинций Вьетнама (изучены данные для. 61 провинций за период 1996–2013 гг.). Доказано, что ПИИ оказало положительное и статистически значимое влияние на экономический рост во Вьетнаме за период 1996–2013 гг. ПИИ во Вьетнаме в основном сосредоточены в трудоемких и экспортно-ориентированных отраслях обрабатывающей промышленности. Исследование также предоставляет новые данные о роли человеческого капитала и инфраструктуры в области привлечения ПИИ во Вьетнаме. В 2015 г. Азиатский банк развития подготовил доклад о ПИИ во Вьетнаме и посткризисного региональной интеграции [9]. Кроме того, важно упомянуть работу Центра анализа и прогнозирования и Центр политики научно-исследований Вьетнама ….. дать название работы, где проанализировано соотношение между ПИИ и их влиянием на развитие сектора услуг [10].
За время истории привлечения ППИ в экономику Вьетнама нами выделено 3 этапа развития, различающихся по интенсивности процесса.
Этап 1. Начальный период роста (1986–1997 гг.) Закон об иностранных инвестициях, который был принят в 1987 г., стал важной вехой на пути к инновациям во Вьетнаме. С 1988 г. деятельность по привлечению ПИИ поощряется и защищена законом. Поток капитала от ПИИ стал новой экономической движущей силой, являющейся катализатором содействия экономическому росту в частном секторе. В то же время, он породил сотни совместных предприятий, созданных иностранными партнерами и государственными предприятиями, которые активно способствовали повышению конкурентоспособности этого сектора. Период 1988–1996 гг. считается “инвестиционным бумом” когда объемы ежегодно регистрируемых ПИИ достигли почти 7,6 и 9,7 млрд. долл. США соответственно, что в 8 раз выше уровня 1991 г. Общий суммарный капитал достиг 8,5 млрд. долл. США. К 1990 г. ПИИ составили 14 % ВВП страны, в то время как темпы прироста ВВП — 8,8 %. В 1995 г. Вьетнам выглядел достаточно привлекательно для иностранных инвестиций; этому во многом способствовала нормализация дипломатических отношений с США.
Этап 2. Спад под влиянием Азиатского экономического кризиса (1997–2007гг.) Азиатский финансовый кризис повлиял на снижение ПИИ до 1,6 млрд долл. США в 1999 г. Начиная с 1997 г., объем инвестиций снизился на 1/3, и достиг наихудшего показателя в 1999 г. (всего лишь 2,2 млрд. долл. США). Наряду с негативными влияниями азиатского финансового кризиса, изменение и дополнение в Законе об иностранных инвестициях, принятое в 1996 г., тоже служили причиной снижения потока ПИИ. Эти причины не только создали препятствия для притока новых иностранных капиталовложений, но и осложнили работу уже действующих совместных предприятий. Были аннулированы многие проекты в связи с финансовыми трудностями инвесторов, в основном, из таких соседних территорий как Республика Корея и Гонконг (САР КНР).
За 2000–2007 гг. произошло увеличение объема иностранных инвестиций, однако очень низкими темпами и нестабильно, поток иностранных капиталовложений увеличился в четыре раза — с 3142,8 млн. долл. США до 12004,5 млн. долл. США. Прослеживалась тенденция к увеличению числа небольших проектов с объемом инвестиций в несколько миллионов долларов, в результате чего наблюдался рост количества проектов, но он не дал ощутимого прироста объема ПИИ. Это можно объяснить тем, что иностранные инвесторы стали осторожны после кризисов.
Этап 3. Современный период роста (2008–2017 гг.).
Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. усилило интеграцию страны в мировую экономику и способствовало притоку иностранных инвестиций. Хотя число проектов не увеличилось по сравнению с прошлым годом, но объем ППИ возрос за 2007–2008 гг. с 21347,8 млн. долл. США до 71726,8 млн. долл. США. Этому росту послужил большой интерес иностранных инвесторов к секторам туризма, недвижимости, СМИ и морских портов.
Кризис 2009 г. серьезно повлиял на сокращение ППИ в экономику Вьетнама (рис. 1). Мировой экономический кризис привел к корректировке инвестиционной политики транснациональных компаний, снижению потока ПИИ, усилению конкуренции стран за привлечение ПИИ. За 2009–2011 гг. количество проектов сократилось с 1208 до 1091. Объем поступающего иностранного капитала составлял 15,6 млрд. долл. США. в 2011 г. С 2012 по 2015 ПИИ Вьетнама незначительно увеличилось до 20 млрд. долл.США в 2015 г.
Рис. 1: Динамика объема ППИ (млн. долл. США) и числа проектов во Вьетнаме 1988–2015 гг.Источник: составлено автором по данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама // Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций Вьетнама. [Электронный ресурс]: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx
В целом, изменения в объеме ПИИ показывают результаты политики по привлечению ПИИ во Вьетнаме. Динамика ППИ тесно связана с интеграционными процессами. Так, в 1995 г. Вьетнам стал членом Ассоциации государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в 2007 г. — членом Всемирной торговой организаций. В 1994 г. США отменили экономические санкции против Вьетнам и в 2001 г. было подписано торговое соглашение.. Эти события повлияли на приток ПИИ в экономику Вьетнама. После азиатского финансового кризиса в 1996 г. объем иностранного капитала составляет 8497,3 млн.долл. США, а после вступления в ВТО (2008 г.) — 71726,8 млн.долл. США.
Отраслевая структура ППИ. Отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства с упором на индустриализацию и модернизацию. В 1988–2015 гг. структура накопленных ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство — 57 %, сельское хозяйство — 2 % и услуги 41 %. Наибольшая доля проектв была реализована в промышленности и строительстве 80 %, на долю сферы услуг и сельского хозяйства приходилось 18 % и 2 %, соответственно.. Наибольшее внимание инвесторы уделяли комплексным услугам, включая гостиницы бизнес-центры и развлекательные центры. В 1990-е гг. ПИИ больше концентрировался в добывающей промышленности и импортозамещении, а с 2000 г. — ПИИ в обрабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт, и в сфере услуг. С 2003г. наметилась позитивная тенденция в росте объемов ППИ в аграрный сектор, в отрасли, связанные с переработкой морепродуктов для экспорта.
В соответствии с Законом об инвестициях, принятым в 2005 г., во Вьетнаме установлены 3 основные формы прямых иностранных инвестиций: совместное предприятие, предприятие со 100 % участием иностранного капитала и договор о деловом сотрудничестве. За период 1988–2007 гг. было осуществлено 6 685 проектов с участием 100 % иностранного капитала, общей стоимостью 51,2 млрд. долл. США. Предприятия со 100 % иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2 %), так и по объему инвестиций (61,6 %). Совместные предприятия — второе место — 1 619 проектов (18,8 %) и 23,8 млрд. долл. (28,7 %), а договор о деловом сотрудничестве — 221 проект (2,5 %) и 4,5 млрд. долл. (5,5 %) соответственно. К концу 2015 г., на предприятия со 100 % участием иностранного капитала приходилось 82 % инвестиционного капитала. Таким образом, наиболее распространенной формой во Вьетнаме являются предприятия со 100 % иностранным капиталом. Это объясняется, главным образом, тем, что из-за недостаточного уровня знаний вьетнамских партнеров, зачастую излишнего вмешательства местных властей возникали случаи, когда невозможно было прийти к общему мнению в решении ключевых вопросов производственной деятельности, что, естественно, неприемлемо для иностранцев, поскольку они вносили большую долю капитала. Имеется тенденция к ограничению участия вьетнамской стороны в СП из-за нехватки финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала. Как показал анализ совместных предприятий, вьетнамская сторона в 1988–2005 гг. внесла только 34,2 % от общего объема уставного капитала этих предприятий, при этом 9/10 от этого капитала приходилось на стоимость земельных участков и право на их использование; 8–9 % стоимость имеющихся заводских помещений и другого имущества. Денежные средства занимают только 1–2 %, и они вносятся не всегда. С вьетнамской стороны в деятельности совместных предприятий, как правило, принимали участие государственные предприятия, поэтому во многих случаях имеет место вмешательство государства в организацию и управление хозяйственной деятельностью совместных предприятий. К дополнительным формам инвестиций относятся договора о строительстве-эксплуатации-передаче (ВОТ), строительстве-передаче эксплуатации (ВТО), строительстве — передаче (ВТ), а также проекты по строительству и развитию экспортно-производственных зон (ЭПЗ) и промышленных зон (ПЗ). Во Вьетнаме эта форма инвестиций нашла применение в сооружении ряда объектов энергетики, т. к. это крупные проекты, этим объясняется их малое количество, но значительный объем зарегистрированных ПИИ.
Формы предприятий ПИИ во Вьетнаме кконцу 2015
Госучреждения и компании Вьетнама
1. Информационные сайты и реквизиты министерств и ведомств Вьетнама
Министерство национальной обороны
MINISTRY OF NATIONAL DEFENSE
Address: No 7, Nguyễn Tri Phương St., Ba Đình Dist, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 069 534223 — 069 532090
Министерство общественной безопасности
MINISTRY OF PUBLIC SECURITY
Address: 44 Yết Kiêu St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-069 42545 — 84-4-38226602
Fax: 84-4-39420223- 069 41038
Министерство иностранных дел
MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS
Address: No. 1 Tôn Thất Đàm St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
MINISTRY OF JUSTICE
Address: No. 60 Trần Phú St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38438847; 84-4-38489280
MINISTRY OF FINANCE
Address: No. 28 Trần Hưng Đạo St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Fax: 84-4-22208010 — 84-4-22208020 — 84-4-2220802
MINISTRY OF TRANSPORT
Address: No. 80 Trần Hưng Đạo St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-9424015 — 84-4-9424085
MINISTRY OF CONSTRUCTION
Address: No. 37 Lê Đại Hành St., Hai Bà Trưng District, Hà Nội, Việt Nam
Министерство образования и подготовки кадров
MINISTRY OF EDUCATION AND TRAINING
Address: No. 49 Đại Cồ Việt St., Hai Bà Trưng District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38695144 ; 84-4-38697215
Министерство сельского хозяйства и аграрного развития
MINISTRY OF AGRICULTURE AND RURAL DEVELOPMENT
Address: No. 2 Ngọc Hà St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Министерство промышленности и торговли
MINISTRY OF INDUSTRY AND TRADE
Address: No. 54, Hai Bà Trưng St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-2202101 — 84-4-2202568
Fax: 84-4-2202525 — 84-4-8264696
Министерство планирования и инвестиций
MINISTRY OF PLANNING AND INVESTMENT
Address: No. 6B Hoàng Diệu St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-080 43358 ; 84-4-38455298
MINISTRY OF HEALTH
Address: No 138A Giảng Võ St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Министерство науки и технологий
MINISTRY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Address: No. 39 Trần Hưng Đạo St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-39437056 ; 84-4-39439731
Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды
MINISTRY OF NATURAL RESOURCES AND ENVIRONMENT
Address: No. 83 Nguyễn Chí Thanh St., Đống Đa District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38343005; 84-4-37732731
Министерство информации и коммуникаций
MINISTRY OF INFORMATION AND COMMUNICATIONS
Address: No. 18 Nguyễn Du St., Hoàn Kiếm Dist, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-39435602 — 84-4-39447556
Министерство внутренних дел
MINISTRY OF HOME AFFAIRS
Address: No. 37A Nguyễn Bình Khiêm St., Hai Bà Trưng District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-39764116 — 84-4-39764278
Министерство труда, социального развития и по делам инвалидов
MINISTRY OF LABOR, WAR INVALIDS AND SOCIAL AFFAIRS
Address: No. 12 Ngô Quyền St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38269557; 84-4-38269556
Министерство культуры, спорта и туризма
MINISTRY OF CULTURE, SPORTS AND TOURISM
Address: No. 51-53 Ngô Quyền St, Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Аппарат Правительства Вьетнама
GOVERNMENT OFFICE
Address: No. 01 Hoàng Hoa Thám St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-80 43100 ; 84-4-80 43569
Fax: 84-4-80 44130
Контрольное управление Правительства Вьетнама
GOVERNMENT INSPECTORATE
Address: No. 220 Đội Cấn St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38325558 ; 84-4-38325896
Государственный банк Вьетнама
STATE BANK
Address: No. 47-49 Lý Thái Tổ St., Hoàn Kiếm District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 84-4-38254845 ; 84-4-38268779
Комитет по делам национальностей при Правительстве Вьетнама
COMMITTEE FOR ETHNIC MINORITY AFFAIRS
Address: No. 80-82 Phan Đình Phùng St., Ba Đình District, Hà Nội, Việt Nam
Tel: 080 44329 ; 84-4-37332009
2. Информационные сайты других госучреждений Вьетнама
и другая информация
Информационный портал Правительства Вьетнама – www.chinhphu.vn
Национальное Собрание Вьетнама (парламент) – www.na.gov.vn
Коммунистическая партия Вьетнама – www.cpv.org.vn
Отечественный фронт Вьетнама – www.mattran.org.vn
Агентство по развитию торговли при Министерстве торговли Вьетнама
– www.vietrade.gov.vn
Главное статистическое управление при Министерстве планирования и инвестиций Вьетнама – www.gso.gov.vn
Торгово-промышленная палата Вьетнама – www.vcci.com.vn
Главное таможенное управление при Минфине Вьетнама – www.customs.gov.vn
Платный информационный портал Министерства планирования и инвестиций Вьетнама по организуемым во Вьетнаме тендерам – www.dau-thau.com
Управление планирования и инвестиций Хошимина – www.dpi.hochiminhcity.gov.vn
Управление планирования и инвестиций Ханоя – www.hapi.gov.vn
Агентство по привлечению иностранных инвестиций – www.fia.mpi.gov.vn
Директорат качества и стандартов – www.tcvn.gov.vn/en/
Главное управление налогообложения – www.gdt.gov.vn
3. Информационные сайты провинций и городов Вьетнама
Министерство планирования и инвестиций вьетнама
Нянзан Онлайн – В первой половине дня 16 ноября в Ханое состоялось открытие семинара «Сотрудничество между Вьетнамом и Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) в области инфраструктуры».
Семинар был организован Министерством планирования и инвестиций Вьетнама совместно с Министерством иностранных дел Вьетнама и ВЭФ в целях создания Рабочей группы по вопросам инфраструктуры и реализации соглашений о сотрудничестве между Вьетнамом и ВЭФ на тему «Развитие самостоятельной экономики Вьетнама в будущем».
В нем приняли участие Заместитель министра планирования и инвестиций Вьетнама Нгуен Ван Хиеу, Директор ВЭФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе Джастин Вуд, эксперты в области экономики и развития инфраструктуры, представители отечественных и зарубежных организаций и предприятий.
Общий вид семинара.
Выступая на открытии семинара, Заместитель министра планирования и инвестиций Вьетнама Нгуен Ван Хиеу сообщил, что семинар стал первым шагом в реализации соглашений о сотрудничестве на тему «Будущее долгосрочных инвестиций, инфраструктуры и развития» между Вьетнамом и ВЭФ – одной из семи важных тем соглашений о сотрудничестве с ВЭФ – «Развитие самостоятельной экономики Вьетнама в будущем». Заместитель министра выразил надежду, что в ходе проведения семинара Министерство планирования и инвестиций Вьетнама получит много полезных рекомендаций, которые послужат основой для консультаций в целях дальнейшего совершенствования правовой базы, улучшения инвестиционной среды, повышения инвестиционной привлекательности проблемы развития вьетнамской инфраструктуры для отечественных и зарубежных инвесторов.
Источник https://invest-4you.ru/investitsii/ministerstvo-planirovaniya-i-investitsij-vetnama/
Источник