Закон спроса и предложения
На уроках обществознания школьники рассматривают одни и те же вопросы с разных сторон, в том числе с экономической точки зрения. В этой статье расскажем, что такое спрос и предложение и какие факторы их формируют.
24 августа 2021
· Обновлено 23 июня 2023
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
- цена;
- полезность и необходимость товара;
- число покупателей;
- ожидания изменения цены;
- уровень доходов населения;
- наличие товара на рынке;
- предложение альтернативных товаров и их цены;
- мода;
- сезон;
- инфляционные ожидания.
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Лучшие университеты для поступления в 2024 году
Перечень вузов России с рекомендациями, как пройти на бюджет
Что такое предложение
Предложение — это желание продать товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
- стоимость производства;
- улучшение технологий;
- конкуренция;
- ожидания по будущей цене и потребности товара;
- цены на аналогичные товары;
- сезон;
- катаклизмы;
- войны;
- налоги.
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
- пропорциональное развитие производства;
- рыночное регулирование цен;
- отражение общественных отношений;
Новые правила поступления в вузы РФ
Скачайте, чтобы не пропустить важные даты и критические обновления
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
- Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
- Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
- Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
- Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
- Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
- Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
- Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
- Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
E = [(Q 1 — Q 2 )/[1/2 × (Q 1 + Q 2 )] ] / [ (P 2 — P 1 )/[1/2 × (P 1 + P 2 )] ]
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
E = ((270 — 300) / 285) / ((54 — 50) / 52) = -0,1052 / 0,07692 = -1,367
Онлайн-школа ЕГЭ и ОГЭ от Skyeng — подготовка «под ключ» на год с гарантией 240+ баллов за 3 предмета Получить консультацию
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
- Мгновенное — когда возрастает спрос, при этом производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается через повышение цены до момента установления рыночного равновесия.
- Краткосрочное — когда при повышении спроса предложение повышается через дополнительную загрузку производственных мощностей.
- Долгосрочное — когда происходит расширение производственных мощностей или создаются новые предприятия по производству товара.
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
- Снизить налог на прибыль.
- Уменьшить ставки по кредиту.
- Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.
Источник https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/zakon-sprosa-i-predlojeniya
Источник